КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ. То же, что коммуникативная интенцияи коммуникативное намерение. Мысленное предвосхищение участником коммуникациижелательного для него результата общения, направленность сознания на такой результат. Соотношение приведенных понятий неоднозначно. Наряду с распространенной в рамках теории речевых актовточкой зрения, отождествляющей три названных выше понятия, встречается и другая, отделяющая цели от намерений и интенцийв повседневной речевой практике, – последние являются объектом изучения в лингводидактике. Так или иначе, К. ц. определяет средства ее достижения, т. е. выбор способов языкового выражения и единиц языковой системыдля достижения планируемого уровня владения изучаемым языком. В Государственном образовательном стандарте по русскому языку как иностранному, 3-й сертификационный уровень (1999), К. ц. формулируются следующим образом: организовать речь в соответствии с ситуацией общения и правилами речевого этикета, запрашивать и сообщать в рамках тем и ситуаций общения информацию и др. В рамках теории речевых актов классификация К. ц. строится в соответствии с классификацией речевых актов. Например, К. ц. задать вопрос соответствует речевой акт вопроса. В лингвистике учение о К. ц. имеет важное значение для классификации речевых и текстовых жанров. В лингводидактике К. ц. является базисной категорией методикипри определении целей и задач обучения языку.